Здоровье сберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последнее время стала объектом внимания медиков, педагогов, родителей, общественности.

Так что же такое здоровье? Почему в последние десятилетия оно относится к глобальным мировым проблемам?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение индивидуального здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». Данное определение здоровья является, скорее всего, эталонной моделью будущего человека, к сожалению, пока далекой от реально существующей.

Современный человек все дальше и дальше отходит от природы. Пользуясь достижениями химии, физики, техники, мы перестаем активно двигаться, переходим на синтетическое питание, дышим загрязненным воздухом, пьем отравленную воду. Все это приводит к тому, что мы приобретаем новые болезни, а наше душевное равновесие все чаще бывает нарушено из-за злобы, агрессивности, зависти – как нашей, так и окружающих нас людей. Официальная медицина предлагает огромный арсенал новейших средств и методов лечения заболеваний, однако очень часто, избавившись от одной болезни, человек приобретает несколько других, связанных с побочными эффектами синтетических препаратов.

Большее время человек проводит в общеобразовательных учреждениях: детский сад, школа, институт.

Исследования показывают, что около 30% детей, поступающих в школу имеют различные отклонения в состоянии здоровья, что за время учёбы в школе у ребёнка ухудшается здоровье, к концу учёбы снижается зрение, нарушается осанка и т. д.

Поэтому, одной из основных задач системы образования становится

сбережение здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом

образе жизни, устранение перегрузок и сохранение здоровья школьников.

Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков обучающихся.

Здоровье детей – это общая проблема. Решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровье сберегающих технологий. Под здоровье сберегающими технологиями следует понимать все те технологии, исследование которых в школе идёт на пользу здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии может и должен применять на уроках каждый учитель.

Исходя из всего вышеизложенного, целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровьесберегающих технологий я вижу:

  1. Создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;
  2. Формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  3. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

Средствами педагогического воздействия служат:

  1. Воспитательная работа (формирование культуры здоровья);
  2. Учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);
  3. Контроль и самоконтроль (ведение дневников здоровья).

Отправными направлениями деятельности здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) являются:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  2. Сотрудничество с родителями учащихся;
  3. Формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья;
  4. Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом;
  5. Рациональная организация учебного процесса.

Ожидаемые результаты от работы:

  1. Формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  2. Внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: игровая, исследовательская, проектная, ИКТ, личностно ориентированная.

Критерии здоровьесберегающего урока:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа);
  2. Число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,
    рассказ, ответы на вопросы (норма — 4-7 за урок):
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма — 7-10 минут);
  • виды деятельности:
  • словесный,
  • наглядный,
  • аудиовизуальный,
  • самостоятельная работа (норма — не менее трех);
  • наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они из «потребителей знаний» превращаются в субъектов действия по их получению и созиданию.

Сейчас я работаю с учащимися пятых классов. Дети в этом возрасте очень любознательны, творческие, быстро воспринимают и транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение и делают это с удовольствием.

Поэтому на уроках литературы при изучении крупных произведений я использую различные формы работы для развития творческой деятельности учащихся, но наиболее оптимальной считаю работу в творческих группах учащихся.

Здоровье сберегающие технологии, по мнению В.Д. Сонькина, — это:

  1. Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований и т. д.);
  2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
  4. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Урок должен быть правильно организован, от уровня его рациональности зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность и предупреждать преждевременное утомление.

При построении урока надо стараться создать обстановку для самовыражения ученика. Каждый может высказать своё мнение без боязни ошибиться.

От постоянного сидячего положения тела происходит напряжение мышц, это вызывает утомление учащегося, поэтому надо стараться чередовать работу сидя – стоя. Так во время урока можно ходить по классу, это позволяет детям следить за учителем, поворачивать голову, туловище.

На уроке должно быть 4-6 смен видов деятельности. Нужно уделять несколько минут на уроке оздоровительным моментам.

Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплению здоровья учащихся. В этом очень помогают физминутки, они снимают умственное утомление. Например, можно показывать детям задания с ответами. Если ответ правильный, они показывают радость, удовольствие, поднимая руки. Если же ответ в задании неверен, дети, слегка приседая, покачивают головой.

Для укрепления глазных мышц можно попросить ребят, например, написать свои имя и фамилию, оценку, которую они хотели бы получить за урок.

Чтобы научить детей заботиться о здоровье, надо использовать задачи, которые связаны с правильным питанием, хорошим зрением, здоровым образом жизни.

С первых минут урока нужно стараться создать обстановку доброжелательности. Здесь важна мимика, жесты, интонация. Атмосфера доверия – раскрепощают ученика. Возможность выразить свою точку зрения, тактично исправлять допущенные ошибки, чтобы ученики не боялись идти на урок, чтобы им было комфортно на уроке.

На уроках литературы в 5 классе я стараюсь создавать проблемные ситуации, задаю провокационные вопросы. Чем ближе к жизни ситуация, тем активнее учащиеся. В начале учебного года даю учащимся список тем презентаций. Каждый выбирает тему и готовит ее, после представления презентации обязательно обсуждение.

  1. Динамические паузы рекомендуются для всех детей как профилактика утомления. Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, дидактические подвижные игры, точечный самомассаж (особенно в периоды эпидемии гриппа)
  2. Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей). Эмоциональные разрядки на уроке: шутки, улыбка, юмор, афоризмы.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы является необходимым в условиях современной действительности, учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся и умеет подобрать для них наиболее оптимальные методы, формы и приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников постоянно повышался. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на здоровье учащихся, микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс. Как показали проведенные нами исследования, дети реже болеют и с удовольствием посещают уроки.

Если научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться на то, что будущее поколение будет более здоровым, развитым не только личностно, духовно, но и физически. Есть такая поговорка: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».




Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

1.Снятие эмоционального напряжения.

Неоценимое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия.

Снятию эмоционального напряжения способствуют: использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов. Одним из методов снятия нервно-психического напряжения является метод отвлечения, состоящий в произвольном переключении внимания с одного объекта на другой.

Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.

·         Литература и живопись (Лермонтов был прекрасным художником, при знакомстве с его литературным творчеством говорим и о его картинах; обсуждаем иллюстрации к произведениям)

·         Литература и музыка (1. А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями героини; 2. При знакомстве с творчеством Грибоедова упоминаем о том, что он был прекрасным музыкантом и слушаем вальс).

·         Литература и биология (изучение пейзажной лирики, пейзажные зарисовки в прозаических произведениях).

Программа по литературе предусматривает естественную внутреннюю интеграцию историко-литературных связей. При изучении некоторых произведений дается историческая справка о герое, эпохе (н-р, исторические предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком», Н.Гоголь «Тарас Бульба», Л.Толстой «Война и мир» и т.д.).

Интегрирование предметов позволяет решить одновременно несколько различных задач:

- обеспечить психологическую разгрузку учащихся,

-дать им сведения развивающего и воспитательного плана,

- показать практическую значимость изучаемой темы,

-побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

Использование игровых технологий создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.

·         Ролевые игры при изучении басен Крылова;

·         Игры на уроках русского языка (Н-р, «Цепочка»: дети по цепочке называют несклоняемые существительные, качественные прилагательные, глаголы совершенного вида и т.д; игра «Составь слово»: от слова ЗАГОВОРИЛ взять приставку, от слова БЕЖАТЬ – корень, От слова ИГРАЛА – суффиксы)

Использование физминуток дает учащимся возможность «выпустить» пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а за тем с новыми силами взяться за дело. Физминутки способствуют повышению умственной работоспособности детей, предупреждению преждевременного наступления утомления и снятию у них мышечного статического напряжения.

Деепричастие":

По швам руки ОПУСКАЯ,                                              Отдых наш - физкультминутка

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,                                     занимай свои места:

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,                                            раз – присели, два – привстали.

Затем вправо ПРОГИБАЯ,                                              Руки кверху все подняли.

Головою ПОМОТАВ,                                                       Сели, встали, сели, встали,                 ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...                                        Ванькой-встанькой словно стали.

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

Физкультминутки также могут способствовать развитию орфографической зоркости.

Н-р, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Прекрасным средством для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения, запоминая одновременно ту или иную орфограмму, являетсяпроговаривание рифмовок. Н-р,

ПРИСТАВКИ НА –З-

Не забудьте, что приставки:

-раз, из, воз, низ, через, -без-

Пред согласными глухими

Быстро сменят З на С.

Обрати внимание На

«здесь», «здоровье», «здание».

З нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить:

…десь, …доровье, …дание –

Нет в них содержания!



2.Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Невозможно назвать полноценным урок, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, музыкальных минуток. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Таким образом, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.



Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, возможно применять некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.



3. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Здесь учитель может воспользоваться грамматическими сказками, разного рода презентациями, работой с ЦОР. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.



4. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

1) Для лингвистического анализа в качестве контрольных, самостоятельных работ использую тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм.

Тексты для диктантов в различных классах.

Полезные привычки.

Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека.

Характер складывается из привычек. Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье. (81 слово)



2) Мини-сочинения на темы: "Гимн зубной щётке", "Здоровое питание", "Если хочешь быть здоров!", "Для чего нужна зарядка"



3) Поиск пословиц и поговорок, загадок о здоровье, здоровом питании, труде.

Пословицы и поговорки:

«Пешком ходить — долго жить»; «Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест»;

«Здоров на еду, да хил на работу»; «В здоровом теле, здоровый дух»; «Поешь рыбки — будут ноги прытки»; «Гречневая каша — матушка наша, хлебец — кормилец»

Загадки про спорт и здоровый образ жизни

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)



4. Индивидуальная работа с текстом.

·         Вставь пропущенные буквы и спиши:

Чтобы в ж-зни преуспет-,

Чтобы многое успеет-,

П-гулят- и п-читат-,

И в компьютер п-играт-,

И с друз-ями пообщ-ться,

И мультфильмы п-смотрет-,

Как вещ-м твоим п-рядок,

Дню положен распорядок!

Ден- распишешь по ч-сам –

И в-зде успеешь сам!

·         Исправь ошибки и напиши правильно:                               

 Па трапинке пёс шогал, настроене скверное!(4ошибки)              

   Новост грусную скозал кто-нибуть, наверное.(4 ошибки)                

 Или просто на витру он прастыл, балезный,    (3 ошибки)            

А в радную кануру мурови золезли. (5 ошибок)



 

·         Запишите текст, раскрыв скобки и выбрав нужную букву. В чем вы увидели пользу бани для себя?

 Русская баня с ее прян(нн)ым духом, целебным паром, березовым или дубовым веником с давних пор пользовались заслужен(нн)ой доброй славой. На Руси баня (из)древле использовалась для борьбы со всякого рода (не)дугами. В баню шли здоровые, чтобы не заболеть. Туда вели больных, чтобы прогнать ломоту из костей и уничтожить болезни. Встречая идущего из бани знакомого, (не)применно пр_ветствовали : «С легким паром!»
 Баня- пр_восходное средство вос(СС)тановления сил, очищения организма от шлаков, закаливания и сбавления веса. В бане увеличивается питание тканей кислородом, что благотворно влияет на тонус мышц, пр_дает эластичность коже. Доказано, что баня успокаивает центральную нервную систему, снимает ут_мление , улучшает работу почек, печени, желудочно -кишечного тракта, повышает ап(пп)етит. Таким образом, баня благотворно действует на весь организм.

 Баня (ис)покон веком существовала для того, чтобы очищать организм и прежде всего кожу от шлаков. Подсчитано, что на одном сантиметре кожи может базироваться до 40 тысяч болезнетворных м_кробов. Но чистая, здоровая кожа пр_пятствует их вторжению в организм через поры, на чистой коже они быстро погибают.

5. Составление "Словарика медицинских терминов"

6. Творческие работы: «В чем вред фаст-фуда?», «Спорт и мы»

При систематической работе с текстами по вопросам здоровьесбережения  у учащихся сформируются  необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, к ним придёт признание ценности здоровья, чувство ответственности за его сохранение и укрепление. 



Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.