Статьи

Повышение эффективности подготовки выпускников к сдаче к ЕГЭ по русскому языку. 

                             Из опыта работы.

   Единый Государственный экзамен по русскому языку является обязательным экзаменом для выпускников, поэтому требуется очень серьезная подготовка к нему. В моей педагогической практике три выпуска, которые сдавали экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ и четыре - по форме ОГЭ, и все они показали успешный результат: средний балл выше регионального.

   Есть огромное количество пособий, методических разработок для подготовки к ЕГЭ. Но по своему опыту могу сказать, что у каждого учителя постепенно формируется своя система подготовки учащихся к экзамену.

   С чего же нужно начинать, от чего, от кого  зависит успешная сдача экзамена по новой форме?

   Прежде всего успех  зависит от самого ученика, от того, насколько хорошо он подготовлен к экзамену, от его багажа знаний по русскому языку, который он накопил за время учебы в школе, начиная с пятого класса, от его интереса. Успешная сдача экзамена во многом зависит и от учителя, от его опытности, умения организовать работу, от использования в работе современных способов проверки знаний, умений, навыков учащихся. Учитель должен постоянно следить за изменениями, чтобы вовремя донести до учащихся. Для подготовки учащихся к ЕГЭ собираю материал, систематизирую его в папки по классам, по темам, по заданиям. и постоянно пополняю свои папки.

   Подготовку к ЕГЭ начинаю с пятого класса. В доступной форме объясняю учащимся, что собой представляет ОГЭ, ЕГЭ, знакомлю  их со структурой КИМов, потому что всем в девятом классе сдавать ОГЭ по русскому языку, а в одиннадцатом -  ЕГЭ. При этом замечаю, что у многих учащихся формируется положительная учебная мотивация. При изучении тем, начиная с пятого класса, акцентирую внимание именно на те темы, которые включены в задания ЕГЭ. Некоторый материал даю с опережением. При изучении раздела "Лексика" даю понятие паронимов, контекстных синонимов и омонимов, привожу легкие для запоминания примеры. При изучении причастия, деепричастия, предлогов в 7 классе, местоимения в 6 классе, приложения, однородных членов в 8 классе учу детей видеть разного вида ошибки и различать их, особенно грамматические ошибки (ЕГЭ, задания 6,7). 

   Одним из успешных путей сдачи экзамена по новой форме, я считаю организация систематического повторения пройденного материала. Стараюсь на уроках повторить тот или иной изученный материал в виде орфографической работы в начале урока, проводить орфоэпические и  пунктуационные пятиминутки. Развиваю орфографическую зоркость учащихся: при выполнении работы над ошибками графически объясняем орфограммы, определяем морфемы, части речи, проводим классификацию ошибок. Для закрепления материала выполняем комплексный анализ текста, что способствует выявлению пробелов в знаниях учащихся. Для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМа при проверке усвоения материала включаю тестовые задания, аналогичные материалам ЕГЭ, даю контрольные диктанты с грамматическими заданиями. В каждом классе в  домашнее задания включаю  небольшие дополнительные задания экзаменационного характера. В конце учебного года при повторении изученного  материала, учитывая возрастные особенности,  выполняем задания по КИМам ОГЭ и ЕГЭ, чтобы закрепить навыки выполнения экзаменационных заданий. При этом рекомендую внимательно читать формулировку заданий. Сначала проводим коллективную работу, затем самостоятельную парную и индивидуальную.

   Учу детей работать самостоятельно: составлять тестовые задания, карточки по определенным темам, презентации.

   Большим подспорьем для хорошей подготовки к экзамену в новой форме является и тетрадь - справочник детей. Начиная с пятого класса каждый ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую собирает материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, алгоритмов, таблиц, планов, правил. Каждый делит тетрадь на разделы: орфоэпия, орфограммы, орфограммы - исключения, выразительные средства, лексика, пунктуация, части речи, творческая работа. В эту тетрадь записываем и материал, который не дается в учебнике, например, корни с чередующимися гласными, некоторые слова - исключения и т.д.

   Еще с пятого класса учу детей писать сочинение - рассуждение строго по плану: тезис, доказательства, аргументы, вывод.  Знакомлю детей с высказыванием М.Горького: "Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать". Требую, чтобы учащиеся соблюдали на письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические и пунктуационные. Обязательно на уроке как образец читаю хорошо написанное сочинение, затем вместе  анализируем допущенные ошибки.

     Таким образом,  многие учащиеся уже к десятому классу хорошо справляются с выполнением экзаменационных  заданий.  Но все равно основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы. В начале 10- 11 классов приобретаем нужные пособия и стараемся решать больше вариантов, чтобы успеть повторить весь экзаменационный материал.  В старших классах акцентируем внимание конкретно на каждое задание.

   При подготовке к сочинению в старших классах нужна системность в работе. При работе с текстом в первую очередь настраиваю детей на внимательное чтение данного текста, дальше учу определять проблему, авторскую позицию, составлять аргументы.  При этом использую и разные методические разработки, Интернет- ресурсы. При подготовке к ЕГЭ по русскому языку помогают и уроки литературы. Задаю детям читать произведения и вне школьной программы, они являются подспорьем при выборе аргументов в сочинении.

    Учу детей правильно понимать формулировки заданий и безошибочно оформлять бланки.  Также обращаю внимание  детей на правильное распределение времени при выполнении заданий. Для этого в 10 классе проводим контрольные работы в форме ЕГЭ, а в 11классе - несколько репетиционных пробных экзаменов.

      При каждом выпуске оформляю стенд "Уголок экзамена", вывешиваю материал об экзаменах, который должны знать выпускники, образцы некоторых заданий.   Как учитель всегда ищу эффективные способы и для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, и для успешной их сдачи.



Приемы  подготовки выпускников к выполнению заданий по пунктуации

(из опыта работы подготовки к ЕГЭ по русскому языку)

Одной из актуальных проблем современной школы остаётся подготовка к государственной итоговой аттестации. Каждая школа уделяет большое внимание вопросу подготовки учащихся к экзаменам,  учителя ищут пути повышения качества результатов ЕГЭ.  В настоящее время у каждого учителя накоплен определенный опыт подготовки к экзамену, собрана методическая база, которая систематизирована по темам и блокам заданий ЕГЭ. 

Как показывает практика, наибольшее количество ошибок в тестовой части ЕГЭ допускается выпускниками при выполнении заданий по орфографии и пунктуации.

В данной статье хочу поделиться  с некоторыми приемами подготовки к выполнению заданий по пунктуации.  Нас, учителей, часто упрекают  в том, что учеба превращается в сплошную тренировку к ЕГЭ, что детей «натаскивают» на ЕГЭ. Однако мы знаем, что только системный комплексный подход позволяет достичь нужного результата. Системная подготовка невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием.

Задания по пунктуации ЕГЭ требуют  синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения.  Данный раздел достаточно большой: включает 6 заданий (с 16 по 21).  За тестовую часть по блоку  можно получить  семь первичных баллов, два балла за 16 задание и по одному баллу с 17  по 21 задания, при этом количество верных ответов (цифр) в каждом из заданий может быть от двух до четырёх.

Перед тем как приступить к подготовке по блоку «Пунктуация», предлагаю учащимся чек-лист, содержащий все правила, которые должны знать учащиеся. Особое внимание уделяется 20 и 21 заданиям, поскольку, как показывает практика, именно при  решении этих заданий учениками допускается наибольшее количество ошибок.

Чек-лист по блоку ПУНКТУАЦИЯ

16. Сложносочиненное предложение и простое предложение с однородными членами предложения.

17. Предложения с причастным и деепричастным оборотами; обособление

18. Предложения с вводными словами и обращениями

19. СПП с разными типами придаточных. Особую трудность представляют определительные, присоединяемые словом «который», где смысловые границы сдвинуты на несколько слов до союзного слова.

20. Предложения на стыке двух союзов и при наличии однородного соподчинения придаточных. (Проверяем следующим образом: берём придаточную на стыке и переставляем её в другое место или в конец предложения. Если можно переставить, ставим запятую на стыке. Если нет – не ставим).

21. Тире, двоеточие и запятая в сложных и простых предложениях.

Тире

1. Тире в простом предложении  ставится

- между подлежащим и сказуемым;

-в неполном предложении на месте пропуска члена предложения

-при обозначении пространственных, временных, количественных пределов

-перед обобщающим словом, стоящим после ряда однородных членов предложения

- при приложении

2. В предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора

3. В БСП при условных, временных, следственных, сравнительных, противительных отношениях между частями.

Двоеточие

1.      После обобщающего слова, стоящего перед рядом однородных членов предложения.

2.      В предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

3.      В бессоюзном сложном предложении, если вторая часть поясняет, дополняет содержание первой части или указывает причину того, о чём говорилось в первой части.

Запятая

1.      В простом предложении, осложнённом:

- однородными членами предложения

- вводными словами

- обращениями

- обособленными членами предложения (ПО, ДО, приложение)

- сравнительными оборотами

- уточняющими членами предложения

2.      В сложносочиненном предложении

3.      В сложноподчиненном предложении

4.      В бессоюзном предложении

С теоретической частью данного  раздела учащиеся знакомятся ещё в среднем звене. Считаю, что отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела. Подготовка к каждому заданию проходит по такому плану:   диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Особое внимание уделяется теме «Простое предложение», поскольку, чтобы научиться выполнять все задания по пунктуации, нужно повторить базовые правила, которые даются в 8-9 классах, повторить тему «Простое предложение», понять, как оно может быть построено, чем может быть осложнено. Ведь ученику, хорошо разбирающемуся в простом предложении, будет легко выполнять задания и на сложные предложения.  Помимо объяснения теоретической части на уроках, учащимся обычно предлагаю  самим подбирать необходимые сведения по теме, даю задание просмотреть вебинары по теме, ссылки на сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки в режиме online.

      Далее, учащиеся повторяют алгоритм выполнения каждого задания. Считаю, что любое задание выполняется легче, если есть чёткий алгоритм его решения.

Алгоритм выполнения 16 задания.

1.      Выделяем грамматическую основу. Обращаем внимание на те случаи, когда части ССП – односоставные предложения, так как их легко не заметить и перепутать с однородными или второстепенными членами.

2.      Если предложение простое, то обращаем внимание на однородные члены, которые присутствуют в предложении. Вспоминаем правила, при которых ставится запятая и особые случаи постановки/отсутствия запятой между однородными. Особого внимания заслуживает постановка запятой между однородными членами, связанными повторяющимися союзами.

3.      Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП. Случаи отсутствия запятой в ССП.

4.      Выпишите ответ ( две цифры в произвольном порядке).

Алгоритм выполнения 20 задания

1.      Выделяем грамматические основы, находим границы, чтобы не упустить какое-либо.

2.      Находим главное предложение (учтите, что оно может разрываться придаточной частью).

3.      Ищем придаточные предложения от главного, если их несколько, смотрим, как они связаны между собой.

4.      Если от придаточных зависят другие придаточные, ставим запятые и между ними

5.      Обращаем внимание на стык союзов.

Для отработки практической части помимо таких традиционных форм работы, как:

- пробные экзамены с созданием условий, приближенных к ЕГЭ;

- комплексный анализ текста для повышения пунктуационной зоркости;

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи;

- тематический зачет с заполнением  сводных таблиц по обнаружению пробелов, позволяющих проследить динамику  достижений учащихся,

 активно внедряются в практику и инновационные формы и методы подготовки к сдаче ЕГЭ. Этому во многом способствовало дистанционное обучение в условиях  пандемии. Онлайн-тестирование, прослушивание вебинаров по темам, работа в образовательных платформах стали необходимым условием подготовки к экзамену. На сегодняшний день учителю предложен широкий выбор интерактивных средств, Интернет-сервисов и платформ для организации подготовки к ЕГЭ. Так, в своей работе при подготовке к заданиям по пунктуации широко использую Открытый банк заданий ЕГЭ по русскому языку ФИПИ, образовательный интернет-ресурс «ЯКласс», популярный сайт «Решу ЕГЭ», сайт Захарьиной Е.А., размещающие как теоретические сведения, так и   тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Также в последнее время пользуется популярностью использование в подготовке к ЕГЭ возможностей различных сообществ социальной сети «ВКонтакте», «Инстаграм», «Телеграм». Так, очень удобно проводить онлайн-тесты в сториз в «Инстаграм», когда можно мгновенно получить ответы учащихся. В качестве  дополнительного ресурса подойдет и  Google Класс – бесплатный сервис для учебных заведений,  удобный способ обмена файлами между учителем и учеником, возможности которого позволяют создать тесты в  гугл формах.

Таким образом, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку большое внимание следует уделять формированию у выпускников пунктуационных навыков. Подготовка к выполнению заданий по пунктуации должна проводиться систематически и начинаться как можно раньше. Только четко спланированная постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену может привести к его успешной сдаче.